Основано 12 декабря 1998 годасделаем веб лучше!
Тяжело в учении - легко в бою!Pro.Net.ru: субъективные заметки об интернет-дизайне
главнаязаметкиобзорыресурсыгостиstas@pro.net.ru
Что нового?


[16.06.2001] - новый обзор - Дизайн для графики.

Почтовая рассылка теперь проводится в HTML-формате, и поэтому иллюстрации к материалам теперь можно смотреть прямо в мэйлере.

[11.06.2001] - новый обзор - Креатив-бюро по-русски.

[6.06.2001] - новый обзор - Дискриминация GIFа.

Архив новостей 


Предложить сайт для обзора
Частые вопросы
Информация о сайте


Заметки

34. Четыре правила профессионального дизайна. Часть IV, последняя

Четвертое правило профессионального дизайна (хотя по своему значению оно вполне достойно именоваться правилом №1) звучит так: “Гармоничное сочетание шрифтов”.

Повышенное внимание к шрифтам со стороны любого профессионального дизайнера вполне закономерно. Текст — важнейший элемент дизайна всех веб-сайтов, на которые ходят посетители — ведь ходят они за информацией, представленной в большинстве случаев в текстовой форме. Исполнение логотипа, заголовков, основного текста во многом определяют внешний вид сайта.

Конечно, обо всех аспектах применения шрифтов в одной заметке не расскажешь — это тема для отдельной книги. Но кое-какие общие рекомендации изложить вполне возможно.

Как и в случае с подбором цветов, здесь нужно брать в расчет несколько важных моментов.

Во-первых, не стоит в дизайне одного сайта использовать много разных шрифтов. Вполне достаточно одного-двух.

Особенно хорошо действие этого правила заметно в полиграфии. В подавляющем большинстве печатных изданий и других публикаций используется один шрифт с засечками для набора основного текста и рубленый (без засечек) шрифт для заголовков. Да взять хотя бы русский народный текстовый редактор MS Word: в качестве стандартных стилей он предлагает шрифт Times New Roman для обычного текста и Arial — для заголовков.
MS Word. Фрагмент.

Но когда студенты набирают в Ворде свои курсовые, они считают своим долгом выделить название каким-нибудь церковно-славянским шрифтом, для заголовков выбрать рукописную OdessaScript, ну а для остального текста устроить чехарду гарнитур Journal и Arial.

Естественно, никто не заставляет вас набирать весь текст шрифтом одного и того же размера и начертания. Экспериментируйте. Только, как всегда, нужно придерживаться “логического единообразия”: уж если вы решили выделять важные участки текста полужирным, то не нужно какой-нибудь из абзацов непонятно почему делать подчеркиванием. А если для текстового меню навигации вы решили сделать , то ни в коем случае не нужно половину пунктов меню делать в “Фонт сайз равно плюс один”.

Во-вторых, не используйте декоративные и стилизованные шрифты — например, рукописные, церковно-славянские, имитирующие штамповку на военный манер или буквы на LCD-дисплее, и т.п. О них нужно забыть и вспоминать только тогда, когда понадобится сделать именно стилизацию под конкретную тематику или временную эпоху. Как Артемий Лебедев о создании дизайна-стилизации для : ”Тут мне пригодились такие гарнитуры, которые я даже спьяну никогда бы не использовал в своих работах”:

Реклама.Ру. Фрагмент.

В основном профессиональные дизайнеры не любят использовать декоративные гарнитуры потому, что эти шрифты сами по себе слишком сложны, чтобы являться всего лишь средством для передачи информации, опубликованной на сайте. Декоративная гарнитура представляет собой законченную композицию, тогда как в большинстве случаев она сама должна являться составной частью дизайна. В результате применения таких шрифтов трудно добиться хорошей сочетаемости всех элементов, формирующих внешний вид сайта, так как гарнитура буквально лезет на передний план. Пожалуй, единственная возможность избежать негативных последствий выбора декоративной гарнитуры — это использовать ее при оформлении небольших по размеру и второстепенных по значению элементов. Как, например, сделано в дизайне проекта “”:

LogoType Free. Фрагмент.

Кроме того, шрифты, как и многие другие вещи, подвержены влиянию моды, и декоративные шрифты — особенно. Большинство из них уже устарели и выглядят точно так же, как одежда, которая пользовалась сумасшедшим успехом 10 лет назад — банально и нелепо. Многие же классические шрифты популярны уже десятки лет - например, Futura был создан в 1928 году, а Garamond ведет свою историю вообще с XV века.

Зато новички декоративные шрифты очень и очень любят. Им стильные своей строгостью шрифты Bodoni, Freeset, Futura, Gals, Garamond, Helvetica, Times и им подобные почему-то не нравятся. А вот что-нибудь корявое — пожалуйста:

Мрачный ужас. Фрагмент.

Тем не менее, даже если вы решите для разработки дизайна воспользоваться парой каких-нибудь классических шрифтов, это еще не гарантирует того, что их сочетание будет смотреться органично. Например, однотипные, но немного разные шрифты (скажем, рубленые Arial и Futura) в паре выглядят плохо. Полагайтесь на свой художественный вкус и интуицию.

На этом я пока хочу остановиться, но меня терзают смутные сомнения, что к теме шрифтов я еще вернусь не раз : — )

Итак, перечислю еще раз четыре правила профессионального дизайна, о которых я рассказал в этих четырех заметках:

1) “Побольше мелких деталей”
2) “Повышенное внимание к мелочам”
3) “Гармоничное сочетание цветов”
4) “Гармоничное сочетание шрифтов”

Ну что же, теоретическая база профессионального дизайна у вас есть. Получится ли у вас быть профессиональным дизайнером на практике — зависит от вас. Успехов!

7 декабря 2000 г.

НазадНазадДалееДалее


| Главная | Заметки | Обзоры | Ресурсы | Карта сайта |

Copyright © 1998-2001.
Pro.Net.ru